День работника миграционной службы отмечается 14 июня. Проблемами миграции сегодня занимается Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ. Управление ведет миграционный учет иностранных граждан, оформляет документы для въезда в нашу страну, выдает временные разрешения на работу и проживание. В его задачи также входит пресечение незаконной миграции. Соответствующие подразделения по вопросам миграции осуществляют свою деятельность во всех территориальных органах МВД. Важной функции Управления является также оформление гражданства России. Таджикистан здесь сегодня на первом месте, он опережает даже Украину. В прошлом году гражданами России стали более ста тысяч таджиков. Это меньше количества людей, которые воспользовались Программой переселения соотечественников в Россию.
Объемную, многопрофильную работу выполняют сотрудники миграционной службы. Помимо обычной регистрационной работы проводятся многочисленные проверки по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства. Серьезно усилен контроль за работодателями, которые привлекают на работу иностранных граждан. Здесь также немало злоупотреблений, хотя проблема заключается в том, что у нас пока недостаточен уровень механизации и автоматизации, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства и строительства. Производительность труда в строительстве отстает, например, от соответствующего показателя в Китае почти в четыре раза.
За последние месяцы текущего года по сравнению с предыдущим годом число проверок выросло на 20 процентов, почти в четыре раза больше выявлено правонарушений. Более 20 тысяч иностранцев – нарушителей законодательства депортированы из страны. Сокращено количество выданных разрешений на работу и временное проживание.
По официальным данным доля иностранной рабочей силы на российском рынке труда составляет порядка четырёх процентов. Но эти данные не учитывают теневую занятость. Так, по оценкам Налоговой службы более половины мигрантов не платят налоги. Их реальная доля на рынке труда существенно выше официальный – более десяти процентов. От них федеральные и региональные бюджеты не получают никаких денег. А более того – бюджетные средства расходуются на места в детских садах, школах, на медицинское обслуживание.
Уже не один месяц обсуждается вопрос о создании единого отдельного ведомства по вопросам миграции, который должен в комплексе подходить к вопросам регулирования внутренней и внешней миграции, увязывая их с вопросами занятости, демографии. Проблема эта острая и серьезная, фактически идет замещение коренного населения приезжими. А есть такой демографический закон – если в государстве доля коренного народа становится менее 50 процентов, то такое государство может распасться на отдельные более мелкие. Так произошло с СССР, когда доля русского населения в нем стала приближаться к пятидесятипроцентной отметке. Хотя здесь сработали также наши недальновидные политики и более «умудрённые» внешние так называемые партнёры-специалисты по разрушениям других государств.
Следует ещё раз подчеркнуть, что работники миграционной службы — это не просто регистраторы показателей миграции, они выполняют важные функции по обеспечению геополитических интересов и международного имиджа страны. Они в рамках своих возможностей препятствуют обострению ситуации на рынке труда, вытеснению с него граждан России. Миграционная служба осуществляет контроль за въездом и выездом мигрантов, чтобы не было расширения теневой экономики, усиления социальной напряженности и ксенофобии, осложнения криминогенной ситуации.
По статистике основной костяк трудовых мигрантов составляют граждане Украины, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Общее число иностранных специалистов составляет порядка 10 миллионов человек. Точное число неизвестно, поскольку с многими соседями у нас нет визового режима. Его и не надо вводить, как предлагают некоторые горячие головы. Напротив, надо укреплять взаимодействие стран СНГ, расширять ЕАЭС, со странами БРИКС теснее сотрудничать и при этом строго исполнять миграционное законодательство. Отметим, что значительно снизилось число нелегальных мигрантов в связи с более строгим миграционным контролем во всех регионах страны, более тщательным рассмотрением заявок предпринимателей на привлечение мигрантов, а также введением трудового патента. Проблемы в любой сфере существуют, но не надо их смаковать, а следует быстрее решать. Страна сегодня настроена именно таким образом.
Но, как говорится, «с кондачка» проблемы миграции не разрешить. Приезжает в Россию в основном молодежь, до 30 лет. Только пять процентов имеет высшее образование, треть – среднее специальное образование, остальные – неквалифицированные работники. Более 80 процентов, прибывших исповедуют ислам. Свободно владеет русским языком только треть мигрантов, остальные или плохо говорят, или вообще не знают русского языка. Вот такой «усредненный» портрет сегодняшнего мигранта в России. Отсюда и проблемы, которые с течением времени, могут нарастать в условиях многолетнего падения рождаемости во многих регионах России с пока еще преобладанием русского населения.
Дело не в русском национализме, а в том. что для приезжих Россия не является их родиной, корней у них нет, отсюда и отношение к этой «среде обитания». Союз распался, повторяем, когда численность русских стала меньше половины населения страны. Многие из коренных жителей и из приезжих просто не понимают, что «государство, разделенное внутри, распадается». Тем более, что сегодня западные государства имеют открытые агрессивные намерения, хотят избавиться от «злой России» и, откровенно говоря, пограбить ее всласть.
Мигранты часто не стремятся слиться с местным населением, они образуют в городах подобие анклавов.
Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и «присоединения к исторической родине». Это крайности, но надо гипотетически оценивать разные варианты. В переговорах с руководителями стран СНГ надо поставить вопрос о введении в их школах второго языка-русского, а также в учебниках должно быть больше положительного из нашей общей истории, а не отрицательных моментов. Всем это пойдёт на пользу, смотреть надо в будущее, а не в прошлое.
Не надо ничего особенного выдумывать. У государства существовала отработанная система трудового найма рабочих для Севера, отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока, для больших индустриальных центров. Только сегодня открывать такие бюро по найму квалифицированной рабочей силы надо за границей, именно в тех районах, откуда идет наибольший поток трудовых мигрантов. Открывать их на основе межгосударственных и межрегиональных соглашений, партнерства и сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и частного предпринимательства.
Каждый новый зарубежный «лимитчик» должен заключить контракт с нанимателем, пройти медицинское обследование, оформить страховку и встать на налоговый учет. Сейчас это делается, но еще велика доля нелегальной миграции. За любое нарушение российского законодательства мигрант должен немедленно депортироваться на свою родину. Ясно, что предпочтение будет отдаваться людям с профессиями, востребованными в России. Предложения ЛДПР в области миграции и занятости сегодня как никогда актуальны. Просто их надо полнее учитывать с целью более быстрого развития экономики и укрепления безопасности России.
М.Н. Сидоров